Миф 1 внутриканальные наушники не могут звучать хорошо из за маленького размера динамиков

От чего зависит качество звука в наушниках?

Обычно выбирая наушники, пользователь смотрит на мощность, басы, частотный диапазон и удобство самой модели. Последняя характеристика, бесспорно, важна, но только для ношения. А как же звучание? Без него даже самые удобные наушники мало чем отличаются от модного аксессуара или ортопедического воротника. Серьезно.

А тут оказываются есть еще и разные маркетинговые хитрости от производителей. Про мощность с невообразимым числом нулей я уже говорил в прошлых статьях, почему максимально возможный частотный диапазон не всегда нужен — упомянул тоже.

Но за качество звучания отвечают и другие показатели, о которых, как правило, забывают или попросту не понимают что это такое.

Я говорю об амплитуде и ее отклонении, АЧХ, чувствительности, сопротивлении, формате звука и подобных вещах.

Но начать все-таки надо не с технических характеристик, а с назначения наушников.

Для чего они вам? Для игр, музыки, гарнитуры? В зависимости от цели использования, наушники бывают:

  • вакуумными;
  • полноразмерными;
  • накладными;
  • вкладышами;
  • студийными.

Тип корпуса аудиогарнитур бывает закрытым и открытым. Закрытый полностью изолирует вас от окружающего мира, а открытый имеет перфорацию, пропускающую внешние звуки, рассеивая звуковые волны и, таким образом, создавая глубину звучания.

Кстати, о корпусе. От материала, из которого он создан, зависит и само звучание:

  • дерево;
  • сплавы металлов;
  • пластик;
  • керамика.

По типу подключения (ну, это очевидно!) бывают проводные и беспроводные . Последние могут подключаться по Bluetooth или Wi-Fi.

Мои коллеги приводят здесь же и тип крепления, но, по-моему, он относится скорее к удобству ношения, нежели влияет на звук:

  • внутриканальные;
  • дуговое крепление;
  • «бабочка»;
  • вкладыш;
  • затылочная дуга.

А вот следующий показатель существенно влияет на качество звука — тип излучателя. Он бывает:

  • арматурным;
  • ортодинамическим;
  • электростатическим;
  • изодинамическим;
  • и динамическим.

Подробнее о видах и возможностях наушников читайте в блоге, а сейчас мы плавно добрались до главного — технических характеристик.

Какие характеристики за что отвечают, или что на самом деле имел в виду производитель?

Совершенно обычное дело: инженер сказал одно, маркетолог понял другое, потребитель увидел рекламу и решил третье. Недобросовестные продавцы частенько пользуются подобным недопонимаем в свою пользу. Но где же правда, брат?

Если мощность (худо-бедно) и частотный диапазон понятны, что это и для чего, то вот вам не менее важные, но загадочные показатели:

  • сопротивление;
  • АЧХ;
  • формат звука;
  • диаметр динамика;
  • чувствительность;
  • уровень гармоничного искажения.

Что же, разберемся по пунктам, как говорится, взболтать, но не смешивать.

Сопротивление

Импеданс — это совместимость наушников с усилителем. На самом деле сопротивление и импеданс не совсем одно и то же, физик-радиоинженер найдет отличия и докажет, что не грамотно называть сопротивление импедансом, и наоборот.

Однако я не радиоинженер, предполагаю, что 90% покупателей тоже. Поэтому производители указывают либо одну величину, либо другую — для беглого просмотра технических характеристик этого более чем достаточно.

Что же это такое и с чем его едят? Усилители в аудиотехнике выдерживают определенный объем нагрузок, в пределах которого будет лучший звук. Импеданс задает режим работы усилителя и измеряется в Омах.

Чем меньше сопротивление, тем меньше напряжения требуется для громкого звука. Но чем выше импеданс, тем меньше шумовых искажений и качественнее звук.

Как-то так, приходится выбирать: либо тихо, но чисто либо громко, но с искажениями.

Что происходит на практике: в паспорте большинства портативных наушников указывают сопротивление (импеданс) от 16 до 32 Ом, в некоторых моделях сопротивление достигает 80 Ом. Но больше — не всегда лучше. Высокое сопротивление потребует больше мощности, что приводит к перегреву усилителя и увеличению энергопотребления. Проще говоря, время работы таких наушников будет значительно меньше.

У стационарных полноразмерных наушников импеданс может быть и 100 Ом, и 600 Ом. Скорее всего, это будут профессиональные, студийные модели, однако редко, но встречаются такие показатели и для домашних «тарелок».

Небольшой совет: при выборе наушников смотрите не только на сопротивление, но и на сам усилитель. Если он намного слабее импеданса, то звук будет не лучше, а хуже.

Аббревиатура расшифровывается как амплитудно-частотная характеристика. Это зависимость громкости от частоты. К сожалению, мало кто указывает ее в технических данных, однако от нее то как раз и зависит качество звука в наушниках.

Обычно АЧХ представляется в виде графика, где по горизонтальной оси указываются частоты, а по вертикальной — громкость.

На горизонтальной оси указывается самый низкий бас с частотой 20–40 Гц, и самая высокая октава — 10–20 кГц. Кривая линия идет вниз в начале и в конце графика — это означает границу диапазона частот.

Благодаря кривой линии можно увидеть, где проседает звук, а где, наоборот, он взлетает вверх. Так по ней, и по своим вкусовым предпочтениям, легко подбирается оптимальное звучание:

Источник

Сильные динамики для наушников

Считаете, что все наушники одинаковые? Не совсем. Дело в том, что излучатели (динамики) сильно влияют на звук, который вы слышите.

Наушники – невероятная технология и, без преувеличений, одно из лучших изобретений человечества!

Одно из главных преимуществ устройства заключается в его универсальности: наушниками пользуются как обычные люди, которые любят слушать музыку в кровати или в дороге, так и настоящие профессионалы, нуждающиеся в чистом и четком звуке для редактирования музыки и видео.

Дело в том, что каждая модель наушников оснащена излучателями (или же динамиками), которые сильно различаются по размеру и сделаны по-разному в зависимости от того, для кого они предназначены. Динамики, конечно же, влияют на звук, который поступает в уши пользователя.

Что такое излучатель?

Динамик (излучатель, драйвер) – это, по сути, небольшое устройство, которое преобразовывает электрические сигналы в звуки, которые мы слышим. Все излучатели различаются по размеру в зависимости от типа наушников и их предназначения.

Например, наушники-вкладыши имеют очень маленькие динамики, размер которых составляет около 8 мм. Диаметр более крупных моделей составляет около 15 мм. Накладные же наушники различаются по размеру немного больше – от 20 до 70 мм.

Динамики наушников состоят из трех компонентов: магнита, звуковых катушек и мембраны.

  • Магнит создает магнитное поле и обычно изготавливается из кобальта или феррита.
  • Звуковые катушки, обычно состоящие из различных типов меди, помогают преобразовывать электрические сигналы в звуковые.
  • Мембрана вибрирует, генерируя звуковые волны из электрического тока, проходящего через звуковые катушки.

Типы динамиков

Не все динамики работают одинаково, поэтому некоторые из них выдают звук лучше, чем другие. Здесь все зависит от используемых материалов и технологий.

Динамические

Самый распространенный тип излучателя наушников – динамический. Такие динамики работают по такому принципу: под воздействием тока вокруг катушки создается переменное магнитное поле, из-за которого катушка начинает вибрировать и передает колебания на мембрану, а та, в свою очередь, генерирует звуковые волны.

Динамические излучатели выдают отличные низкие частоты, однако это может привести к искажению звука на высокой громкости, что будет не особо приятным для ваших ушей.

Однако динамики не так уж и плохи. Они довольно-таки дешевые в производстве, в следствие чего наушники, соответственно, также не очень дорогие. Не все динамические излучатели одинаковые, поскольку качество звука может различаться в зависимости от корпуса и используемых материалов.

Арматурные

Арматурные динамики имеют небольшие размеры и используются в основном при производстве наушников-вкладышей. Излучатели такого типа состоят из П-образного магнитопровода, который создает магнитное поле, якоря со звуковой катушкой, который расположен в созданном поле и диффузора, соединённого с якорем.

При подаче тока в катушке возникают магнитные колебания, которые приводят якорь в движение, а тот, в свою очередь, передает вибрации мембране.

Динамики такого типа не имеют дополнительных отверстий, из-за чего лучше изолируют звук. Как и в случае с любым другим излучателем, качество звучания может различаться в зависимости от конструкции. Некоторые бренды и вовсе комбинируют динамический динамик с арматурным, создавая тем самым более насыщенный звук с высокими басами.

Планарные

Планарномагнитные динамики обычно устанавливаются в наушниках открытого типа и стоят дороже, чем динамические. Принцип работы заключается в следующем: между двумя постоянными магнитами размещается очень тонкая пленка, покрытая токопроводящими алюминиевыми дорожками. Ток подается непосредственно на дорожки и приводит мембрану в движение.

Читайте также:  Наушники вкладыши Bose QuietComfort 20 с превосходным звуком и системой активного шумоподавления

Открытые наушники имеют большую утечку звука по сравнению с закрытыми, из-за чего не очень подходят для прослушивания музыки в публичных местах, однако хороши для домашнего использования.

Электростатические

Электростатические динамики встречаются намного реже из-за высокой цены и используются лишь в определенной технике. Касаемо наушников, лишь модели открытого типа оснащаются электростатическими динамиками.

Как вы уже могли догадаться, такие излучатели используют статическое электричество для воспроизведения звука. Они состоят из тонкой мембраны, помещенной между двумя электродами. Высокое напряжение, проходящее по электродам, приводит в движение мембрану, создавая звуковые колебания.

Учитывая такой принцип работы, динамики требуют наличия высокого напряжения, из-за чего понадобится приобрести усилитель, который стоит очень дорого.

Наушники с таким типом излучателей выдают очень хороший звук, но найти их в обычных магазинах практически невозможно.

Несмотря на это, лучше выбрать другие наушники открытого типа, в которых используются планарные магнитные динамики. Они обеспечивают похожее звучание, что и электростатические драйверы, но стоят меньше и намного проще в использовании.

Так что же выбрать?

Наушники – очень универсальное устройство, созданное для самых разных людей. Если вы – обычный любитель музыки, использующий наушники в домашней обстановке, то стоит купить открытую модель с планарно-магнитным динамиком.

Если вы занимаетесь спортом (например, бегом), то пара больших открытых наушников – не лучший выбор. В этой ситуации понадобятся наушники с небольшими, но отлично звучащими арматурными динамиками.

Источник

Правда или нет? Наушники с большими динамиками звучат лучше

Выбирая наушники легко запутаться, поддавшись какому-нибудь распространённому заблуждению. Например, многие считают, что Bluetooth-наушники звучат как консервная банка, а большой размер динамика положительно сказывается на качестве звука, и руководствуются только этим при покупке. Рассказываем, на что конкретно влияет размер динамиков и что нужно учитывать при выборе наушников.

Миф 1: внутриканальные наушники не могут звучать хорошо из-за маленького размера динамиков

Любой динамический излучатель работает по следующему принципу: в центре динамика размещён магнит, вокруг него намотана катушка, по которой идёт ток от источника (смартфон или плеер). Изменение тока в катушке влияет на создаваемое ей электромагнитное поле. В результате взаимодействия двух магнитных полей (постоянного от магнита и переменного от катушки) катушка смещается и приводит в движение мембрану, чьи вибрации создают звуковые волны.

Правда или нет? Наушники с большими динамиками звучат лучше

Мембрана является самой важной частью динамика, так как именно её свойства определяют качество звучания. Идеальная мембрана должна быть одновременно максимально жёсткой и лёгкой: жёсткость необходима для чёткой передачи звука без искажений и долгих затуханий, от лёгкости зависят чувствительность и уровень громкости.

Во внутриканальных наушниках используются миниатюрные излучатели с диаметром около сантиметра. Благодаря малым размерам мембрана очень лёгкая и подвижная. В то же время она жёстче, чем более крупная мембрана с такой же толщиной.

Всё это дает внутриканальным наушникам ряд преимуществ: они нетребовательны к усилению и хорошо отрабатывают резкие и быстрые звуки. Конечно, это вряд ли справедливо по отношению к дешёвым «затычкам». Но если не впадать в крайности, то можно за вменяемые деньги взять FiiO EX1. Если выбирать из более высококлассных моделей, стоит присмотреться к Master & Dynamic ME03 (обо всех нюансах данной модели мы уже рассказывали в обзоре), и с поиском отличных динамических «затычек» будет покончено.

Миф 2: чем больше динамик, тем выше качество звука

Мы рассказали о преимуществах маленьких динамиков, но какие же у них недостатки? Например, крошечная мембрана не способна приводить в движение большой объём воздуха. Из-за этого слабеет отдача в области низких частот. Казалось бы, решением проблемы может стать увеличение размеров динамика и, соответственно, его мембраны. Но всё не так просто.

Как было сказано, важнейшими свойствами мембраны являются жёсткость и лёгкость. При увеличении диаметра страдают оба параметра, что может привести к искажениям звучания. Чтобы понять, о чём речь, приведём анимации, показывающие поведение мембраны в упрощённом виде.

Так выглядит нормальная реакция мембраны на сигнал — поступательные движения, генерирующие звуковые волны:

Если уменьшить жёсткость мембраны, её поверхность начинает деформироваться во время колебаний. Деформации могут быть такими:

На высоких частотах деформации складываются, и картина получается следующей:

При таком поведении мембраны резко возрастает уровень искажений в звуке, особенно в области высоких частот. Чтобы избежать этого, производители пытаются увеличить жёсткость мембраны, напыляя на неё слой из лёгких металлов, таких как титан или бериллий. Однако подобное решение усугубляет проблему большого веса. Поэтому полноразмерные наушники с крупными динамиками обычно требуют гораздо большей мощности в сравнении с «затычками». Если источнику хватает мощности, а мембрана достаточно жёсткая, то отдача в области низких частот действительно будет лучше, чем во внутриканальных наушниках с маленькими излучателями. В противном случае низкие и высокие частоты могут хуже контролироваться и ощущаться упрощёнными: бас теряет в скорости и выраженности, верх рассыпается и становится грязным.

Всё перечисленное касается в том числе накладных наушников. Однако разработчики понимают, что большинство владельцев используют в качестве источника смартфоны, поэтому в подобных наушниках редко можно встретить излучатели диаметром более 40 мм. Одним из исключений стали Audio-Technica ATH-SR5, в которых применены 45-миллиметровые динамики собственной разработки. Такая гарнитура подойдёт тем, кто не переносит «затычки», но ищет решение для прослушивания музыки на ходу.

Миф 3: большой динамик даёт широкий частотный диапазон

Многие при выборе смотрят на указанный частотный диапазон и полагают, что его значение связано с размером динамиков. Данный подход также распространяют производители, указывая более широкий диапазон частот для наушников с крупными динамиками. Но так ли это на самом деле?

Возьмём две модели наушников: первые обладают 40-миллиметровыми динамиками с указанным диапазоном 10-30000 Гц, вторые — 70-миллиметровыми динамиками с диапазоном 4-120000 Гц. А теперь посмотрим на амплитудно-частотные характеристики (зависимость громкости от частоты) обеих моделей, полученные с одного измерительного стенда. Вот график для первой гарнитуры:

Правда или нет? Наушники с большими динамиками звучат лучше

А вот для второй:

Правда или нет? Наушники с большими динамиками звучат лучше

*Данные взяты с ресурса innerfidelity

В обоих случаях любые признаки звука, которые могут уловить сверхчувствительные микрофоны, пропадают на частоте около 25 кГц. Почему тогда официальные характеристики настолько отличаются от объективных измерений?

Дело в том, что в диапазоне выше 30 кГц лежат отдельные гармоники, а также искажения и шум, в незначительной степени передающиеся мембраной динамика. Чтобы включить эти данные, производитель может существенно расширить указываемый частотный диапазон.

Для потребителя это ничего не значит. Во-первых, полезной информации о звуковом сигнале такие высокие частоты не содержат. А во-вторых, человек с идеальным слухом способен слышать частоты до 20 кГц. С возрастом верхняя граница слышимости опускается, и к 30 годам большинство людей не воспринимают звук, чей тон выше 16 кГц.

Из всего этого можно сделать следующие выводы. Динамик любого размера способен охватить весь слышимый спектр частот. В свою очередь, производители могут не указывать методы измерений, а обозначить максимальное значение частотного диапазона с учётом гармоник и искажений. Никакого обмана нет, лишь грамотный маркетинговый ход.

Какие наушники выбрать

Восприятие звука всегда индивидуально и зависит от множества факторов. Однако всё же есть критерии, позволяющие отличить качественное звучание от субъективно хорошего, и они не связаны с размерами наушников, их частотным диапазоном, а иногда даже с ценой. Это хорошая отработка атак (резких и быстрых звуков), контроль и баланс низких и высоких частот, отсутствие провалов и пиков в ключевых областях частотного диапазона. Качественные наушники удовлетворяют всем этим требованиям и хорошо отыгрывают музыку любых жанров, а их подача не утомляет при длительном прослушивании.

Правда или нет? Наушники с большими динамиками звучат лучше

В статье рассматривались только динамические наушники, поскольку они являются наиболее доступными и распространёнными. Технология динамиков проста и отточена, а их потенциал ограничен физическими свойствами мембраны. На сегодняшний день существуют куда более эффективные виды звуковых излучателей, такие как арматурные (со сбалансированным якорем) и планарно-магнитные. Последние являются наиболее дорогими, но планарно-магнитная технология позволяет достичь высочайшего разрешения, скорости и гладкости звучания, которые недостижимы для традиционных динамиков. Одним из последних образцов планарного семейства стали HiFiMan Edition X, они совмещают в себе все перечисленные достоинства. Как и другим изодинамическим наушникам, им нужен мощный стационарный источник, в связи с чем такой вариант подходит исключительно для прослушивания музыки дома и в спокойной обстановке. В пользу домашнего использования играют открытое акустическое оформление и высокая стоимость.

Читайте также:  Микро микрофон для наушников

Если же нужно получить максимальное качество звучания на ходу, лучшим решением станут внутриканальные наушники с арматурными драйверами. В отличие от динамиков, такие излучатели неприхотливы к акустическому дизайну, поэтому устройства на их основе не имеют отверстий в корпусе и обеспечивают лучшую шумоизоляцию. Другие важные плюсы арматурных гарнитур — прекрасные скоростные характеристики и высокое разрешение: при прослушивании быстрой многоинструментальной музыки их отрыв от динамических моделей очевиден. Однако высокая стоимость и повышенные требования к источнику делают их отнюдь не массовым продуктом.

Чтобы не ошибиться при выборе наушников, достаточно взять свой источник, прийти в шоу-рум, где можно послушать разные модели, и оценить их на своей любимой музыке. При этом не стоит пренебрегать какими-либо видами наушников. В последнее время даже среди беспроводных гарнитур хватает сбалансированных моделей, причём вне зависимости от цены — есть недорогие KOSS BT539i, которые подойдут любителям поп-жанров, или ультимативные Audio-Technica ATH-DSR9BT, пытающиеся переманить на беспроводные стандарты аудиофилов. Важно самому слушать, анализировать и выбирать.

Источник



Импеданс наушников. Мифы, заблуждения, опровержения

При выборе наушников покупатель часто оказывается в плену мифов, родившихся из непонимания, что делать с заявленными параметрами. И особенно импедансом, ведь напарником наушников является усилитель источника, которому со всем этим и предстоит работать.

Чтобы ответить на вопрос «Когда нужен более мощный усилитель?» надо понимать, что мода на мощность пошла из стационарной акустики, основная масса которой укладывается в диапазон импеданса 4–8 Ω. Большие размеры динамиков не дают разгуляться инженерной мысли по части других параметров, тогда как у большей части наушников импеданс от 16 до 600 Ω. По логике стационарной акустики — чем больше ватт, тем громче. А из курса физики все знают, что чем больше сопротивление, тем меньше ватт пойдет в нагрузку. В результате таких упрощений даже профессионалы зачастую ошибочно полагают, что это сработает и с наушниками.

Миф №1: чем больше импеданс, тем дольше плеер держит заряд

На самом же деле разряд батареи зависит от того, на какой громкости будут использоваться наушники и сколько ватт потребуется для поддержания этой громкости.

За громкость, которую должны выдать наушники, как ни странно, отвечает звукоизоляция. Чем она выше, тем меньше громкости потребуется от самих наушников. А на вопрос «сколько для этой громкости потребуют наушники ватт от плеера» отвечает чувствительность в dB SPL/mW. Которую и указывает большинство производителей (кроме Sennheiser). То есть плеер дольше проработает с наушниками закрытого типа и большей чувствительностью. Импеданс тут совершенно ни при чем.

Миф №2: импеданс можно замерить мультиметром

К сожалению, таким способом можно замерить только сопротивление постоянному току. Импеданс только выражается в омах, как если бы вместо реальной нагрузки в цепь был включен резистор для получения того же тока. Упрощенная электрическая модель динамика выглядит таким образом:

Замерить все это мультиметром, используя его в качестве омметра, невозможно. Но это может сделать звуковая карта компьютера с помощью программы REW по следующей схеме:

И по результатам замеров получется график импеданса и электрической фазы:

Как подобный график преобразуется производителем в единственную цифру остается только догадываться.

Миф №3: чем больше импеданс, тем мощнее нужен источник

Чтобы наушниками было комфортно пользоваться, они должны выдавать некоторый уровень громкости. К примеру, 95 dB SPL, как наиболее подходящее для прослушивания музыки без риска повреждения слуха.

Так как омы, ватты и вольты, и децибелы, взаимосвязаны, вывести одно из другого не составит труда:

Но, конечно, считать это никто не будет, поэтому можно воспользоваться табличкой для 95 dB SPL:

Таблица наглядно показывает, что омы тут — не самый важный параметр. У наушников такой разброс по чувствительности, что и разброс требуемой мощности для достижения нужной громкости становится большим. Но для выбора усилителя главным параметром тут выступает чувствительность не к мощности (dB SPL/mW), как указывает большинство производителей, а к напряжению (dB SPL/V). По ней очень просто определить сколько вольт должен отдать источник на наушники чтобы получить требуемое звуковое давление.

Для того, чтобы подобрать источник к наушникам чуть лучше, чем наугад, потребуется знать выдаваемое им напряжение.

Ошибка в подборе здесь — это не только недостаточная громкость, но и испорченные наушники.

Чтобы не ошибиться, потребуется документация производителя или обзор. Скорее всего будут указаны ватты: mW, dBm; или единицы напряжения: Vrms, Vpk, Vpp, dBu, dBV (о наличии каких-то единых стандартов приходится только мечтать).

Отсутствующие на схеме dBV, dBu и dBm это уже в логарифмической шкале. В отличие от обычных звуковых dB, где за точку отсчета используют звуковое давление порога слышимости, для dBV это 1 вольт, для dBu это напряжение, необходимое для получения 1 mW мощности на нагрузку 600 Ω округленно 0,775 V (но только для звука, в других областях точка отсчета будет другой).

В большинстве случаев телефоны и плееры, за исключением флагманских и Hi-Res способны выдать не более 0,4 V RMS, встроенные звуковые карты 0,7–2,2 V RMS, внешние 7 V RMS, бюджетные профессиональные звуковые карты 3–16 dBu. А вот стационарный Hi-Fi может подать на наушники и 50 V RMS. И это не шутка.

Но производители наушников не так просты. У каждого своя методика замера чувствительности и импеданса, начиная от выбора частоты или полосы частот для замеров, заканчивая тем, что идет в конечный результат: максимальное или среднее значение, которое (не)кстати можно рассчитать несколькими способами. Поэтому без независимых обзорщиков тут никак не обойтись.

Теперь переходим к ответу на вопрос из начала. Для получения 94dB SPL, используя Sennheiser HD 650 с чувствительностью 103 dB SPL/V и импедансом 300 Ω, требуется всего 0,279 V RMS и 0,225 mW. Большинство портативной техники такое обеспечит, но на улице и тем более в метро этого окажется недостаточно из-за высокого уровня шума и отсутствия звукоизоляции, ведь наушники открытого типа не для улицы.

С другой стороны, для Shure 1840 с чувствительностью 96 dB SPL/mW и импедансом 65 Ω для достижения той же громкости требуется 0,506 V RMS и 3,800 mW. То есть, для получения того же уровня громкости, требуется аппаратура классом выше. И пускай вас не смущают такие скромные цифры — в рабочем применении, когда требуются большие уровни звука, не каждый источник может выдать необходимую мощность без потерь басов или ограничений амплитуды. Это и послужило источником для следующего мифа.

Миф №4: чем больше импеданс, тем меньше искажений

В данном случае откуда взялся миф уже очевидно — это связано с перегрузкой источника. Если усилитель не может отдать нужный ток на наушники с низким сопротивлением и низкой чувствительностью, или емкости фильтра, который питает усилитель окажется недостаточно, это приведет либо к появлениям призвуков, либо к потере басов. В том же положении оказываются и выскоомные наушники из-за того, что при большом усилении может наступить клипинг усилителя

Конечно, подавляющее большинство источников, которые можно отнести к ширпотребу, с большей вероятностью столкнутся именно с ограничением по току, но покупая что-то экзотическое возможно все.

И снова омы сами по себе не влияют на искажения. Решающее значение оказывает чувствительность наушников, ведь при ее недостатке приходится выворачивать ручку усиления, и только после этого импеданс наушников оказывает влияние на ситуацию. А если усилитель работает без перегрузки, то отследить взаимосвязь импеданса и искажений не получается. Взять, к примеру, Sennheiser HD 660s (150 Ω) и Sennheiser HD 650 (300 Ω) — достаточно сравнить графики, где-то больше искажения, где-то меньше, без тотального преимущества какой-либо модели:

Читайте также:  Можно ли вернуть наушники в магазин в течении 14 дней

Для большей убедительности можно сравнить графики для других для моделей:

Источник

Как заставить любые наушники звучать лучше

Favorite В закладки

Как заставить любые наушники звучать лучше

Любимые наушники звучат не так, как хотелось бы? Со временем звук стал хуже? Послушал другую модель и захотел обновиться, а денег нет?
Или их хватает только на бюджетную модель, а хочется чего-то большего?

Тогда прочитай эту статью, и попробуй воспользоваться советами. Проверил, работает.

Но сегодня говорим только о накладных — открытых и закрытых — наушниках.

Немного теории

Любая акустическая система складывается стандартных компонентов:

  • источник сигнала,
  • излучатель звука,
  • усиливающие звук элементы,
  • объем, в котором распространяется звук,
  • внешняя среда, в которой находится акустическая система.

Каждый элемент вносит свой вклад.

И совершенно не важно — что играет роль того или иного элемента в рассматриваемом типе акустической системы (АС). Например, для закрытых (мониторных) наушников основную роль играет замкнутый объем воздуха между ушной раковиной и динамиком, поскольку внешняя среда — это небольшой объем воздуха за динамиком, закрытый чашкой.

В данном случае внешнюю среду не принято принимать за дополнительный фактор, она работает только у некоторых мастеров разработки. Даже если она связана с объемом воздуха внутри наушника фазоинверторными отверстиями.

Открытые наушники практически полностью копируют работу настольных акустических систем, отличаясь только расстоянием до слушателя и отсутствием отражений звука от стен. Зато есть отражения от и в ушной раковине, часто более сильные, чем в настольных или напольных АС.

Из чего складывается приятный звук?


Источник определяет качество аудиопотока. Если преобразование информации в акустические волны сопровождается искажениями, или сама информация не слишком подробная — качества не видать.

Правильно подобранная излучательная система «динамик+рупор+объем» влияет не меньше. Может быть, даже больше: я встречал много колонок, которые заставляют низкокачественный mp3 звучать лучше; и не меньше таких, которые легко портят даже самый насыщенный flac, сделанный с мастер-записи.

Именно излучательная система определяет характер излучения и переотражений звуковых волн. Чем шире воспроизводимый частотный диапазон — тем больше мы услышим (звуки за пределами слышимого диапазона тоже важны). Чем больше чувствительность — тем быстрее и точнее они воспроизводят звук.

Усиливающие элементы — звуководы, всевозможные рупоры. Для динамических драйверов сюда можно записать даже саму мембрану динамика и уж тем более демпферирующие элементы, через которые динамики крепятся к корпусам. Легкое движение обеспечивает скорость реакции, высокую громкость, но может усиливать нежелательные частоты и приводить к неприятным резонансам.

Сетка перед динамиком не только защищает его, но и влияет на частотный диапазон. Она даже может участвовать в звучании за счет паразитных резонансов — или работать фильтром для слишком резких звуков.

Объем воздуха, в котором создаются волны, окружен стенками. С одной стороны это ушная раковина, с другой — корпус наушников. Они могут усиливать, отражать без изменений или гасить волны тех или иных частот.

Отсутствие стенки за динамиком делает звук прозрачнее, объемнее — но более плоским и тихим. Отверстия могут как отводить звуковое излишнее давление, так и гасить нежелательные частоты.

Амбюшуры не только изолируют от внешнего шума. Они создают изолированный объем воздуха для циркуляции звуковых волн: могут отражать, могут гасить.

Что и как влияет на звучание, теперь примерно понятно. Попробуем разобрать основные способы доработок. Сработает с любыми накладными, звук изменится в нужную сторону.

Звукоизоляция: амбюшуры и чашки

Любые амбюшуры имеют только 1 общее качество: они портятся со временем, даже если это незаметно. Сравни с новыми. Может быть, окажется, что через полгода-год они становятся мягче, удобнее, а звук стал более мягким.

Но чаще случаются обратные ситуации: материал стал рыхлым, высота уменьшилась, и композиции приобретают оттенок ваты.

Самая простая доработка любых накладных (да и любых других) наушников — замена амбюшур. Правил при смене нет — придется искать и экспериментировать. Свои свойства могут быть не только у каждого производителя, но и у каждой серии (если это не огромный аудиохолдинг вроде).

Поэтому при замене — никаких правил. Главное, что материал обеспечивает не только удобство посадки, но и оттенки звука: плотная кожа лучше отражает аудиоволны (добавляет объема), мелкопористое плотное наполнение эффективнее работает звукоизолятором и «увеличивает» объем низких частот.

Мягкие амбюшуры приглушают звук. Особенно это заполненных волокнистыми материалами. Зато они намного приятнее в повседневной носке.

Кстати, никто не мешает подобрать на компактную модель наушников мониторные амбюшуры: или подогнав покупные другого размера, или приспособив подходящие другого производителя. Кроме удобства, «чебурашки» всегда звучат «богаче» — переотражения звука.

Модифицируем чашки

C амбюшурами все просто и довольно неинтересно. «Апгрейд» чашек, в которых размещаются динамики, интереснее. Все зависит от личной выдумки и конечной цели. Например, дешевые мониторные наушники можно превратить в абсолютный изолятор от внешнего мира. Достаточно проложить чашку наушника изнутри качественным звукоизолирующим материалом.

Подойдет изолон или любая автомобильная «шумка». Кроме звукоизоляции, такой мод делает низкие частоты более насыщенными, приглушая при этом высокие.

Еще один интересный способ изменить звук — отказаться от чашек, снять их. Открытые наушники звучат в окружающее пространство, поток воздуха. Именно поэтому открытые наушники при равных параметрах звучат ярче закрытых.

С отверстиями на чашке лучше не экспериментировать. Чаще всего они рассчитаны специальным образом, изменение может сказаться негативно. Появится звон или шум — паразитные звуки.

Наконец, самый хардкорный моддинг: изготовление собственных чашек. Если сменить пластик на дерево (некоторые умельцы приспосабливают готовые чашки для питья) или более толстый и жесткий пластик, можно превратить даже бюджетные наушники в очень неплохие мониторы.

Небольшая опасность кроется в деталях: дерево резонирует, могут появляться нежелательные резонансы. В отсутствии подходящего оборудования очень сложно отследить его наличие, а звук может быть испорчен.

Дорабатываем звуководы и другие направляющие звука

Динамик редко крепится напрямую к чашке наушников. А пластина, на которой он размещен, в хороших моделях крепится через прокладку из бумаги или другого материала. Вот и очередной «мод»: сделав прокладку между двумя частями наушника, можно улучшить изоляцию или частично изменить звук.

Бумага не дает полной изоляции, но не глушит звук, не затирает верхний диапазон (да, щели тоже могут играть роль в звучании). Если применить войлок, можно добиться полной изоляции. При этом бас станет ярче, но чуть глуше.

Кстати, если «замазать» лишние отверстия и щели эпоксидкой или каким-либо натуральным клеем, можно получить аналогичный (но другой) результат. Варианты можно комбинировать.

Защита излучателя тоже подвергается изменениям. Пластиковые решетки производители ставят для экономии. Сменив их на металлическую сетку, закрытую тонкой бумагой для фильтрации, звук любой модели можно изменить кардинально. В лучшую сторону.

Такой «финт» не пройдет с дорогими моделями: скорее всего, фирма-производитель озаботилась звуковым дизайном, и все отверстия перед динамиком появились в результате расчета. Есть риск испортить, если защита не съемная.

Может нормальную акустику купить?


Все варианты можно комбинировать между собой. Конечно, желательно перед этим прочесть какой-нибудь учебник по аудиорежиссуре. Физика человеческого слуха сложна, спектр материалов для применения огромный. Психология играет не меньшую роль.

После собственных доработок звучание даже самых негодящих наушников изменится в лучшую сторону: эффект плацебо никто не отменял.

Конечно, куда проще найти свой идеал портативного звука. Сделать это не так просто: на рынке невероятное количество наушников, среди которых действительно хороших моделей очень немного. Либо покупать целую коллекцию, либо пользоваться эквалайзером. Роль которого для «очумелых» рук вполне могут сыграть некоторые из озвученных советов.

Еще лучше советы применимы к бюджетным хитам, которые постоянно страдают детскими болезнями: плохие материалы и некачественная сборка. Разобрал-собрал, почистил, сменил кабель и амбюшуры — считай, что купил наушники в 2 раза дороже. Так еще и звук можно для себя любимого подогнать раз и навсегда.

Пробовали «по-хардкору» модифицировать наушники?

Favorite В закладки

Источник