"В помощь ученику баянисту, аккордеонисту" (методичка-шпаргалка)
Материал предназначен для широкого круга:преподавателей, обучающихся, родителей. Работая в сельской школе искусств, в которой 50 % учащихся национальности ханты, ненцы, коми, я столкнулась с тем, что дети сложно усваивают теоретический материал, медленнее овладевают навыками игры на инструменте. Цель "методички-шпаргалки" — простыми словами к сложным понятиям.
Просмотр содержимого документа
«»В помощь ученику баянисту, аккордеонисту» (методичка-шпаргалка)»
В помощь ученику баянисту, аккордеонисту (методичка-шпаргалка )
Подготовила:
методист МБУ ДО «Аксарковская ДШИ»
преподаватель высшей квалификационной категории
Цель: простыми словами к сложным понятиям
Задача: изучение музыкального материала в
- I. Знакомство с инструментом (4-10)
- II.Изучаем нотную грамоту (11-29)
- III. Средства музыкальной выразительности (30-45)
- IV. Разминка для ума и закрепление изученного материала (46-53)
- V. Использованные материалы (54)
I. Знакомство с инструментом Аккордеон Баян
Правая клавиатура баяна А ппликатура «по рядам»: 1 ряд – 2 палец 2 ряд – 3 палец 3 ряд – 4 палец
Левая клавиатура баяна и аккордеона ( название рядов )
1 ряд — ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ
2 ряд — ОСНОВНОЙ
3 ряд — МАЖОРНЫЕ
4 ряд — МИНОРНЫЕ
5 ряд — СЕПТаккорды (7)
По ОСНОВНОМУ ряду левой клавиатуры можно определить: — порядок диезов и бемолей — количество знаков в тональности
Аппликатура левой руки
мажорной гаммы
до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до
3 2 3 4 2 4 2 3
Аппликатура левой руки
минорной гаммы
ля – си — до — ре – ми – фа – соль — ля
3 2 5 3 2 5 4 3
ля – си — до — ре – ми – фа – соль # — ля
3 2 5 3 2 5 2 3
ля – си — до — ре – ми – фа # – соль # — ля
3 2 5 3 2 4 2 3
II.Изучаем нотную грамоту
Нота – знак для записи звука. Нотный стан – 5 линеечек, на которых пишутся ноты.
Скрипичный ключ – ключ
для записи звуков 1,2,3,4 октав
Басовый ключ – ключ для записи
звуков большой и малой октав
Длительность ноты – это продолжительность звучания
Считается на четыре счета
1 и 2 и 3 и 4 и
Считается на два счета
1 и 2 и 3 и 4 и
Считается на один счет
1 и 2 и 3 и 4 и
Считаются 2 ноты на один счет
Октава – это расстояние от ноты до её повторения
Гамма – это 8 звуков, расположенных по-порядку вверх или вниз Строение мажорной и минорной гаммы
Пауза – знак молчания, перерыв в звучании
Соответствие длительности пауз длительности нот
Буквенное обозначение нот. Диез – окончание is Бемоль – окончание es
Мажор — dur минор — moll
Ремарки – знаки, указывающие на сокращение текста, изменение темпа и другие знаки в тексте
Устойчивые Неустойчивые ступени ступени
- I
- III
- V
- II I
- IV III
- VI V
- VII I
Обращения трезвучия: секстаккорд (терция+кварта) квартсекстаккорд (кварта+терция)
Главные ступени лада
I — тоника T
IV – субдоминанта S
V — доминанта D
Главные трезвучия лада
на I ступени — тоническое T 5 3
на IV ступени – субдоминантовое S 5 3
на V ступени — доминантовое D 5 3
Доминантовый септаккорд с обращениями: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд
III.Средства музыкальной выразительности
- Лад
- Размер
- Метр
- Ритм
- Штрихи
- Динамика
- Темп
- Музыкальная форма
Мажорный лад Минорный лад
Размер – цифры в виде дроби, которые выставлены в начале нотной записи. Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя цифра говорит о том, какие эти доли по длительности
Источник
Пятирядный баян
Баянисту зачастую приходится использовать для игры (даже в одном произведении!) разные тональности. То есть при переходе в другую тональность нужно менять расположение пальцев, согласно аппликатуре, рассчитанной на новую тональность.
Это касается, впрочем, не только баяна, но и большинства других музыкальных инструментов. Но обратите внимание на то, как устроена левая клавиатура баяна. Здесь при переходе в другую тональность положение пальцев сохраняется прежним. Если освоена пальцовка одной минорной гаммы и одной мажорной, то у вас не будет проблем при игре в разных тональностях. Точно также устроена левая клавиатура аккордеона. Переход из тональности в тональность вызывает определенные технические затруднения, особенно для новичков. Ведь сменить положение пальцев – играть произведение от другой ноты – совсем не простое дело. Вспомните клавиатуру фортепиано: черные клавиши – диезы, бемоли – расположены группами по две и три клавиши, а между белыми клавишами не везде есть черные. Каждый раз аккордеонист или пианист для проигрывания произведения в другой тональности приспосабливает пальцы для нового положения. Согласитесь – не совсем удобно.
Одно из достоинств баяна заключается в том, что кнопки его правой клавиатуры распределены симметрично: все октавы имеют четыре ряда кнопок по три в ряду. Таким образом, если у нас возникает необходимость игры на полтора тона выше или ниже, то просто начинаем игру с соседнего поперечного ряда. Расположение пальцев при этом не меняется. Уже лучше. Согласны? Но хотелось бы чего-то большего. Ведь смена тональности на полтона или тон остались все-таки проблемными. Все эти проблемы решает конструкция пятирядного современного баяна.
На его правой клавиатуре пять вертикальных рядов кнопок, но первый и второй(ближние к корпусу) есть не что иное как повторение четвертого и пятого. Музыкант, как и на трехрядном баяне, ведет игру на трех рядах, выбирая из пяти рядов нужную тональность. Чтобы сыграть на полтона ниже, нужно не на первых трех рядах, а на втором, третьем, четвертом. Если нужно опустить тональность на тон ниже, то играем на третьем, четвертом, пятом рядах. Удобство несомненное. Ведь для пятирядного баяна достаточно освоить две тональности, чтобы свободно, без проблем переходить из тональности в тональность во время игры.
Источник
Левая клавиатура
На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.
БАСОВЫЙ КЛЮЧ
Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:
Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;
АППЛИКАТУРА
На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.
При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 — указательный палец (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)
1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.
БАСОВЫЕ ЗВУКИ
Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.
Второй ряд, считая от меха, называется основным. Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:
Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:
Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.
Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.
ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ
Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.
Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:
АККОРДЫ
Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом. В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.
Аккорды записываются следующими нотами:
Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:
Аккорды бывают мажорные, минорные, доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).
Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до) и аккорд от этого баса (до-мажор):
Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.
Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой "Б".
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой "М".
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой "7".
Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я "покрасил" в серый цвет.
Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.
При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:
Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.
Упражнения
При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд — третий палец, ряд мажорных аккордов — второй. Следите за движением меха, за звуком.
Источник
Пятирядный баян
Баянисту зачастую приходится использовать для игры (даже в одном произведении!) разные тональности. То есть при переходе в другую тональность нужно менять расположение пальцев, согласно аппликатуре, рассчитанной на новую тональность.
Это касается, впрочем, не только баяна, но и большинства других музыкальных инструментов. Но обратите внимание на то, как устроена левая клавиатура баяна. Здесь при переходе в другую тональность положение пальцев сохраняется прежним. Если освоена пальцовка одной минорной гаммы и одной мажорной, то у вас не будет проблем при игре в разных тональностях. Точно также устроена левая клавиатура аккордеона. Переход из тональности в тональность вызывает определенные технические затруднения, особенно для новичков. Ведь сменить положение пальцев – играть произведение от другой ноты – совсем не простое дело. Вспомните клавиатуру фортепиано: черные клавиши – диезы, бемоли – расположены группами по две и три клавиши, а между белыми клавишами не везде есть черные. Каждый раз аккордеонист или пианист для проигрывания произведения в другой тональности приспосабливает пальцы для нового положения. Согласитесь – не совсем удобно.
Одно из достоинств баяна заключается в том, что кнопки его правой клавиатуры распределены симметрично: все октавы имеют четыре ряда кнопок по три в ряду. Таким образом, если у нас возникает необходимость игры на полтора тона выше или ниже, то просто начинаем игру с соседнего поперечного ряда. Расположение пальцев при этом не меняется. Уже лучше. Согласны? Но хотелось бы чего-то большего. Ведь смена тональности на полтона или тон остались все-таки проблемными. Все эти проблемы решает конструкция пятирядного современного баяна.
На его правой клавиатуре пять вертикальных рядов кнопок, но первый и второй(ближние к корпусу) есть не что иное как повторение четвертого и пятого. Музыкант, как и на трехрядном баяне, ведет игру на трех рядах, выбирая из пяти рядов нужную тональность. Чтобы сыграть на полтона ниже, нужно не на первых трех рядах, а на втором, третьем, четвертом. Если нужно опустить тональность на тон ниже, то играем на третьем, четвертом, пятом рядах. Удобство несомненное. Ведь для пятирядного баяна достаточно освоить две тональности, чтобы свободно, без проблем переходить из тональности в тональность во время игры.
Источник