Ламповый Усилитель для Наушников 8212 гори гори моя лампа

Ламповый Усилитель для Наушников — гори, гори, моя лампа

Попался мне на глаза симпатишный такой аскетичный ламповый усилитель для наушников. Однотактник с трансформаторным выходом. Входной каскад — обычный общий катод. Выход — однотактный катодный повторитель, нагруженный на трансформатор.

Ламповый усилитель для наушников - внешний вид

Собран красиво и аккуратно, спроектирован добротно, и звучать должен действительно здОрово, есть лишь одно «но»: замечательная лампочка 12B4-A будет жить в данном дизайне очень недолго, её надо будет менять, опять менять, и опять.

Хороший усилитель

Автор разработки — дядечка в возрасте, электронщик-профессионал, даже профессор. Проектирует, собирает и продаёт много ламповой техники, явно весьма высокого качества. Я бы и за бесплатно его пропиарил, но не хочу устраивать анти-рекламу хорошему человеку. Выучка у разработчика того аппарата, похоже, старой закваски, небось в университете только лампы и изучал, и преподавал.

Удивительно, как много т.н. «ламповых гуру» не видят явных багов, которые разработчику, даже немного повозившемуся в своей жизни к примеру с микроконтроллерами, должны быть очевидны. Я имею в виду переходные процессы в системе в моменты запуска и остановки. Любой микроконтроллерщик с самого начала обучен обеспечивать надёжный сброс, а продвинутые ещё и всякие brown-out детекторы пользуют. Лампы же сбрасывать да обнулять вроде незачем. Вот и не выработана у ламповиков привычка думать в измерении, отличном от установившихся режимов.

Схема

Для начала предлагаю посмотреть на схему аппарата, немного помедитировать 😉 Второй канал я обрезал из соображений экономии места — каналы идентичны. На картинку можно «кликнуть», чтобы читались все подробности.

Схема лампового усилителя для наушников на 5751 и 12b4, однотактный, трансформаторный выход

Проблема

Рассмотрим собственно усилитель повнимательней.

Жгем 12B4-A на старте

Теперь давайте проделаем небольшой умственный эксперимент. При подаче питающего напряжения катоды ламп холодные. Соответственно через вакуум не может течь никакого сколько-нибудь заметного тока. Вопрос: какое будет в такой ситуации приложено напряжение к сетке V3? Чтобы ещё упростить задачку, давайте сотрём ничего не проводящую V1b и несущественную для нашего разговора обвязку.

Жгём 12b4 на старте: +200 вольт на сетке

Опытные товарищи могут заметить, что цепочка фильтра питания R6 C7 задержит подачу высокого напряжения на сетку V3. Увы, постоянная времени этой цепочки всего 0.2 секунды, так что она мало что меняет. Для сравнения — гарантированное время прогрева накала 12B4-A по документации составляет 11 секунд. Время же прогрева собственно катода намного больше (вот соберу свою лампомерку — обязательно опубликую результаты замеров). Жаль на другие лампы таких данных не приводят.

Итого: первые несколько секунд после включения аппарата на сетке и аноде ещё холодной V3 две сотни вольт относительно катода. Да, токи ограничены и лампа в потолок не улетит. Но ускоренная эрозия катода обеспечена.

Кстати, максимальное отрицательное смещение на сетке по документации RCA на 12B4-A не должно превышать 50 вольт. Про максимальное положительное сеточное напряжение они вообще ничего не пишут, видимо решив, что ни один уважающий себя пользователь их продукции не станет учинять такого издевательства над вакуумным прибором, достойным всяческого уважения и признания. Вполне допускаю, что при 200 вольтах напряжения сетка-катод могут происходить пробои. Большой энергии там не выделится — резисторы ограничат ток на уровне не более 2 мА. Но катод будет активно «побит молью».

Популярное решение

К счастью, в среде самодельщиков в последнее время приобрели популярность всевозможные устройства, обеспечивающие задержку подачи анодного напряжения после включения аппарата. Их ещё называют «УЗФ» — устройство задержки и фильтрации. Правда, в подавляющем большинстве исполнений, что мне довелось повидать — устройства те опасны (не защищены от перегрузок по току) и совершенно не помогают при выключении питания.

Красивое решение в дополнение

Более изящное решение было мною подсмотрено у одного мастера ламповой схемотехники из Америки, но скорее всего было известно ещё до него. Достаточно подключить скромный полупроводниковый диод между сеткой и катодом лампы. Конечно делать это стоит только если у этой лампы есть вероятность попасть в неприятную ситуацию, описанную выше. Диод подключаем анодом к сетке, катодом — к катоду лампы. Таким образом кремниевый диод откроется уже при 0.7 вольтах положительного смещения на сетке лампы, эффективно защищая лампу от сеточных токов и избыточных напряжений.

В нормальном же рабочем режиме при отрицательном потенциале сетки относительно катода диод будет закрыт. Собственная ёмкость диода подключается параллельно входной ёмкости лампы и слегка ухудшает частотные характеристики усилителя. Но в большинстве случаев этой дополнительной ёмкостью можно смело пренебречь, потому, что либо миллеровская ёмкость будет влиять на порядки сильнее, либо, как в случае катодного повторителя, влияние входной ёмкости практически ничтожно, во всяком случае в диапазоне звуковых частот и даже до сотен килогерц.

Увы, у диодной защиты есть один очень существенный недостаток: это же полупроводник в ламповом усилителе! Он же «портит звук». К сожалению, ещё очень многие фанаты ламповой техники молятся на идолов и совершенно не желают изучать техническую базу, принципы работы и потроха своих божков. Так что серьёзному инженеру придётся всё же считаться с этими верованиями и либо прятать те диоды, либо не использовать такой метод продления срока жизни вакуумных ламп.

Спорный вопрос

Раз уж Вы, дорогой читатель, добрались досюда — значит тема Вас интересует, и статья была написана не зря. Будьте столь любезны, потратьте ещё минуту-другую, оставьте комментарий: всё ли было понятно, согласны ли Вы с моими выводами, или вопрос так и остался спорным?

Читайте также:  Лучшие приложения для увеличения громкости на Android и iPhone

Соберите «группу поддержки» — пригласите друзей (кнопочки под статьёй, чтобы поделиться с друзьями в соц. сетях) — давайте вместе искать наиболее рациональное решение!

Источник



Усилитель для наушников на лампах 6н3п и 6н24п (катодный повторитель Уайта) на HI-END компонентах.

Схема (правда от конструктора Лаконик, но все отличия только в емкостях в цепи питания и в напряжении трансформатора на анодной обмотке).

Что и как было сделано:

Разобрал серийный Ланчбокс 06 про и взял оттуда только трансформатор и потенциометр ALPS.
Заново нарисовал разводку плат.

Анодная цепь: Первый электролит С9 — 100мкфх350в, остальные С8,С7 — 220мкфх250в. Анодный мост зашунтировал конденсаторами Epcoss (MKT) 0,1мкфх400в.
Напряжение анодной обмотки трансформатора 215в.
Цепь накала: Напряжение обмотки 6,3в., С5 — 10000мкф, С4 — 100мкф (как в серийном 06 про).

Все по схеме, только зашунтировал катодные конденсаторы С1 конденсаторами Epcoss (MKT) 1мкфх63в.
Все резисторы углеродные фирм Allen-Bradley и Kiwame (1вт и более).
Конденсаторы С2 — 0,1мкфх400в. фирмы Jantzen (бумага в масле).

Выходные конденсаторы, вместо электролитов, поставил полипропиленовые фирмы Mundorf (68мкфх250в, 100мкф не влезли в корпус).
Анодное напряжение (конденсатор С7) зашунтировал конденсатором MKP Mundorf MCap-ZN 250 VDC 2.2 uF (по звуку очень хороший конденсатор).
Разъемы: RCA — Cardas, сетевой — Furutech, для джеков — Neutrik.

Монтаж: навесной (скрутка+пайка), засчет выводов самих элементов и серебрянным одножильным (1мм) кабелем Mundorf (кроме цепей накала).
Общий свел в одну точку ближе к входу (непосредственно к входным RCA), сами RCA расположил с боку, чтобы минимизировать длину внутренней разводки, а, следовательно, и растояние прохождения сигнала.

Припой использовал фирмы Furutech.

Еще добавил выход на оконечник (работает как пред).

Заработал сразу, настраивать ничего не пришлось, только подобрать лампы по характеру звучания.

После прогрева звук стал мягче (сначала был слишком ярким и «цыкающим»).
Звучит очень «натурально», напористо (с драйвом), с отличным разрешением, отличная артикуляция, пространство, «воздух». словами не передать!

При «столкновении» лоб в лоб с известным и отлично зарекомендовавшим себя усилителем Lehmann Audio Black Cube Linear с наушниками Баердинамик 880 про (с низкоомными наушниками Ламповик, вследствие особенностей схемотехники, играет не очень, второй выход для низкоомных «ушей» добавлен как опция), выяснилось, что тональный баланс у них очень похож и вообще звучат очень похоже, но мой ламповик звучит «натуральнее», низы более напористые (у Лемана как будто зажаты), локализованны (наверно следствие шунтирования анодного питания хорошим кондеем), если музыкант дергает за струну контрабаса, то это отчетливо слышно, слышно струну контрабаса, а не «подобие» контрабаса. Голоса звучат более натурально. Высокие похожи у обоих. Еще, немаловажное отличие — локализация инструментов, пространство, воздух — в этом мой ламповик обыгрывает Леман на ура!
Итог — Леман, конечно, отличный усилок и универсальный (подходит практически для любых наушников), чего не скажешь о моем Ламповике, но с Баерами мой делает Лемана!

И еще, затраты получились немалые, примерно 15т.р.+работа, время. , но и Леман стоит порядка 40т.р.
Кстати, серийный Лаконик 06 про — отличный усилитель, свою стоимость отыгрывает сполна!

Итог: реализовав хорошую схему отличными компонентами, можно получить много хороших эмоций)))

Источник

Волшебная лампа меломана

Сравнительный тест ламповых усилителей до 110 000 рублей

Еще не так давно скептики утверждали, что виниловый ренессанс скоро угаснет. Однако придется их разочаровать: понимание любителями музыки аналогового звучания способствовало тому, что производство соответствующего оборудования набрало хороший темп. Вернулись на полки магазинов и ламповые усилители. Подобная техника уже встречалась на страницах нашего журнала, и сегодня мы возвращаемся к этой теме снова. И будьте уверены, не в последний раз.

Собственно говоря, делать подробную презентацию ламповых усилителей, наверное, нет смысла — в предыдущих обзорах все это излагалось в довольно развернутом виде. Но заметим, что и в нынешнем марафоне принимают участие в основном двухтактные модели (push-pull), где использованы лампы усиления пентодных и триодных типов. Такие схемы обеспечивают сравнительно высокую выходную мощность в отличие от более «легких» однотактников. Сейчас на рынке ламповой усилительной техники имеется множество предложений, но ценовой диапазон весьма широк, от азиатских «народных» моделей за пятьсот американских дензнаков и до вершины иерархической лестницы, именуемой High End, с ценниками в полмиллиона и более рублей. Наша задача — обозначить золотую середину, те аппараты, которые были бы доступны по цене, но не страдали от существенных компромиссов. Дизайн почти всех участников соревнования в основном схож. Это массивное и тяжелое плоское шасси, по три трансформатора в кожухах кубической формы, а перед ними, как шахматные фигуры, расположены лампы разного размера и назначения, число которых тоже может быть различным, в зависимости от схемы. На лицевую панель, традиционно изготовленную из фрезерованного алюминия, выведены по две-три круглые ручки и несколько кнопок; в их наборе нет ничего нового: сетевой выключатель, регулятор громкости, селектор входов и иногда ручка балансировки каналов. Редко можно встретить гнездо для наушников. Одни модели снабжены моторизованным регулятором громкости и селектором входов и имеют аскетичные, но тяжеленькие пульты ДУ, у других управление исключительно ручное. Наличие встроенного фонокорректора — не правило, а скорее исключение. Зато по три винтовые клеммы на каждый канал для подключения акустических кабелей — это давно норма: разная по сопротивлению акустика требует индивидуального подхода. Количество входных стереопар тоже неодинаково: у одних аппаратов их всего две, у других до пяти, плюс у некоторых есть еще и выходы мониторной петли или же предварительного каскада усиления. Отметим, что маститые ламповые бренды часто используют в своей технике лампы российского изготовления, большая часть которых выпускается в Саратове, а потом, через главный офис в Петербурге, уходит за океан и в Европу. И нам, российским меломанам и экспертам, очень приятно взять в руки такую радиодеталь, на которой, помимо надписи Electro-Harmonix (под этой маркой лампы продаются в США), стоит клеймо «Сделано в России». Да и что говорить, коль наши умельцы-радиолюбители до сих пор используют в своих детищах казахстанские комплектующие середины 60-х годов — военное производство всегда высоко держало марку. Хотя, конечно, популярны и лампы, выпускаемые ныне в Чехии и Китае. Есть и еще один нюанс: только часть усилителей имеет мощные металлические защитные колпаки с ячейками. С одной стороны, защита от пыли — минимальная, но, скажем, такие кожухи хорошо предохранят лампы при транспортировке либо от шаловливых ручек маленьких и пытливых будущих меломанов. И дело даже не в том, что юный исследователь может сломать лампу, потянув ее на себя, а в большой вероятности ожога. Встречаются также устройства, выполненные в надежном закрытом корпусе. Это, конечно, практично, но неблагоприятно влияет на дизайн, ведь производители подобной аппаратуры часто пытаются выставить ламповое хозяйство напоказ, да и вентиляция в закрытых моделях оставляет желать лучшего.
Прослушивание проходило в нашем акустически подготовленном помещении, при этом каждый усилитель прогревался в течение 30 минут. Окончательный вердикт суммировался из баллов за дизайн, функциональность и качество сборки, но основным критерием был звук.

Читайте также:  Как разобрать железный штекер наушников

Тестовая система:

1. Источник 1 – проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1
2. Источник 2 – проигрыватель грампластинок Technics SL-1210Mk2 с ММ-картриджем Goldring 2500, фонокорректор Fonel
3. Акустические системы – PMC OB1i
4. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus

Тестовый материал на CD:

1. XRCD by JVC 20 bit K2 (подборка из джазовых композиций, фьюжна и блюза)
2. Pope Music REEL3 sampler (широкая палитра классических произведений в аудиофильском качестве)
3. Леонард Коэн «Ten New Songs»
4. Кари Бремнес «Norwegian Mood»
5. Бадди Гай «Sweet Tea»
6. The Beatles «Abbey Road»
7. Savoy Brown «Steel»

Тестовый материал на виниле:

1. Рихард Штраус «Electra» (Нильсон, Резник, Коллиер, Краузе, Штольц, Солти), 2lp (1967, Decca, Germany)
2. И. С. Бах «Beruhmte Orgelwerke» by K. Richter, S. Hildenbrand, W. Krombach (1965, Telefunken, Germany)
3. Modern Jazz Quartet «In Memoriam» (1974, Atlantic, USA)
4. Bad Company (1974, Island, Germany)
5. The Beatles «Revolver» (1966, Mono, B/Y label Parlophone, UK)
6. Brand X «Masques» (1978, Passport, USA)
7. Хосе Фелисиано «Che Sara» (Victor — RCA, Germany)
8. Groundhogs «Hogwash»
(1972, UA, USA)

Raysonic SP-120 MKII

Цена — 98 000 руб.

Необычайно приветливый внешний вид, современный дизайн, качественные отделка и материалы — такой симбиоз в технике способен заинтриговать, удивить или заставить полюбить. Представляем ламповую школу из Канады — на стенде интегральный усилитель Raysonic SP-120 MKII

Источник

Обзор лампового усилителя для наушников Espressivo-E от Felix Audio

Несмотря на те волны веселья, которые вызывает ламповая техника у недалеких людей, усилители для наушников, построенные на вакуумных радиолампах, давно и прочно завоевали свое место под солнцем. Обычно они делятся на две категории: дорогие и китайские (есть, правда, и дорогие решения родом из Китая). Но недавно мне в руки попал замечательный образчик европейской продукции, радующей доступной ценой (около 400 долларов) и очень высоким качеством. Сегодня я расскажу о ламповом усилителе для наушников Espressivo-E.

Компания, производящая Espressivo, Felix Audio, является семейным предприятием из небольшого польского городка Люблинец. Они более 10 лет занимаются производством ламповой аудиотехники, в том числе и дорогих усилителей штучной работы, которые выполняются с учетом особых пожеланий заказчиков. Espressivo-E является единственным в их линейке усилителем для наушников, но в нем заложены все наработки компании, а выполнен он с приятной заботой о деталях.

Усилитель построен на двух лампах 6Н1П и двух 6Н6П, блок питания базируется на кастомном тороидальном трансформаторе с дополнительными схемами фильтрации. В усилителе используется схема автоматической подстройки смещения, поэтому вам не придется регулировать его руками при смене ламп.

Несмотря на то, что разработчики рекомендуют использовать с усилителем высокоомные наушники (от 100Ω), он очень неплохо работает даже с 32-омными решениями. Также Espressivo-E может использоваться как предусилитель для ламповых и полупроводниковых усилителей мощности.

Технические характеристики

  • Импеданс: 100 KΩ
  • Диапазон частот: 15 Гц — 45 КГц ± 3 дБ
  • Выходная мощность: 400 мВт
  • Общие гармонические искажения: 0,4% @ 300Ω, 20 мВт
  • Оптимальный импеданс наушников: 100Ω – 300Ω
  • Вывод на наушники: 6,3 мм
  • Питание: 230В (шнур питания в комплекте)
  • Вес: 3,5 кг
  • Размеры: 330 мм x 220 мм x 140 мм
Читайте также:  Подключение наушников к телефону

Дизайн и управление

Первое, что понимаешь, достав усилитель из упаковки — это насколько он красивый. Ни малейшего налета кустарности, зачастую присущего даже многим ламповым усилителям крупных компаний. Espressivo представляет собой отличный пример сочетания современного и ретродизайна. Черный металл основной части корпуса здорово оттенен лакированным деревом скругленных боковых панелей. Усилитель достаточно невелик размерами — он с легкостью расположится на столе возле компьютера, дополняя ваш сетап. Качество сборки очень высокое, нет ни малейших намеков на люфт или других недоработок.

На верхней панели расположен выступ, в котором скрывается трансформатор питания (сверху его украшает латунная бляшка с фирменным логотипом) и гнезда для ламп. Лампы вам придется установить самостоятельно, они идут в своей родной упаковке. По упаковке четко видно, что лампы используются из тех, что произведены еще давно.

На передней панели расположены: 6,3 мм выход на наушники, регулятор громкости и трехпозиционный переключатель выбора входов. Дело в том, что у Espressivo есть аж три пары входов, и вы можете переключаться между ними. Регулятор громкости — очень качественный с плавным входом, вращается бесшумно.

На задней панели расположен разъем для подключения шнура питания, три пары RCA-разъемов входов и два RCA-разъема выхода, если вы будете использовать Espressivo-E в роли предусилителя.

Для прослушивания усилителя я использовал следующее оборудование.

  • MacBook Pro Retina Late 2013 в роли источника по USB в роли ЦАПа, подключенный к Espressivo RCA-кабелями Audio-Gd в роли плеера
  • Наушники Philips Fidelio X1, AKG K702, ZMF Fostex, Fischer Audio FA-003 Bog Oak Limited Edition, Fischer Audio FA-011 Limited Edition Japan, Sennheiser HD800
  • Записи в формате lossless

Как и большинство ламповой техники, Espressivo-E требует прогрева для достижения рабочих параметров. При первом включении усилителю надо дать поработать на протяжении хотя бы пары суток, в дальнейшем усилителю будет достаточно где-то 5 минут после включения.

Звук «Эспрессиво» можно охарактеризовать в целом как очень детальный, и при этом музыкальный. Усилитель показывает лучшие особенности лампового звука, не теряя при этом в разрешении. Радует очень низкий уровень фонового шума, что идет на пользу прослушиванию в чувствительных наушниках. Несмотря на нерекордные показатели по мощности, усилитель хорошо справляется с высокоомными и тугими наушниками. Ему вполне удается контролировать изодинамические модели начального и среднего уровня, и даже капризные AKG K702 — раскрываются почти на максимуме своих возможностей.

Бас — достаточно собранный, он передается с неплохим ударом и напором. Нет сливания в кашу инструментов, попадающих в этот диапазон. Благодаря хорошо продуманной схеме питания, усилителю хватает энергии для передачи резких звуков в НЧ, без лишнего гула. На сильно басовитых наушниках чувствуется легкая избыточность НЧ, но даже на относительно темных Philips Fidelio X1 этого эффекта уже нет.

Средние частоты — традиционно для ламповых решений хороши. Звучание СЧ — очень живое, с массой эмоций, которых не слышно без усилителя, наполненное деталями. Приятно слушаются высококлассные живые записи, классика рок-музыки, джаз и блюз. Благодаря детализации и разрешению СЧ, инструменты звучат раздельно, не сливаясь в кашу, их можно легко отличить друг от друга, это, в свою очередь способствует построению объемной виртуальной сцены.

Источник

Ламповые усилители для наушников

— усилители, в которых как минимум часть элементной базы («начинки») построена на радиолампах (в противовес большинству современных моделей, использующих исключительно транзисторы). Подчеркнем, что речь здесь исключительно о внутреннем устройстве; по общему типу такие модели могут быть как стационарными, так и портативными (хотя наибольшее распространение по ряду причин получил первый вариант).

Главным преимуществом подобной техники является пресловутый «теплый ламповый звук» — особая мягкая окраска звучания, которая ценится некоторыми аудиофилами. При этом чисто формально ламповые усилители заметно уступают транзисторным по рабочим характеристикам — в частности, они имеют более узкий частотный диапазон и более высокий коэффициент гармонических искажений. Однако именно такие искажения придают «ламповому»звуку его характерную окраску, они более приятны для человеческого слуха, чем «холодные» погрешности в транзисторной технике. Так что этот момент сам по себе не является недостатком, а некоторые считают его однозначным достоинством.

Также стоит сказать, что ламповые усилители более устойчивы к перегрузкам и позволяют добиться более гладкой АЧХ. Кроме того, лампы могут выполняться открыто, что придает устройству особый стиль. С другой стороны, у такой элементной базы есть ряд серьезных недостатков. Во-первых, она получается заметно дороже транзисторной. Во-вторых, лампы довольно громоздки и хрупки (что и это затрудняет их использование в портативных моделях, хотя такие решения тоже встречаются). В-третьих, после включения требуется некоторое время на прогрев элементов. В-четвертых, лампы имеют более ограниченный срок службы, чем транзисторы. В свете всего этого ламповые усилители для наушников в наше время встречаются заметно реже транзисторных и предназначаются в основном для принципиальных приверженцев подобной техники.

Источник