ATI Radeon 9700 В лучах успеха В ожидании GeForce FX

ATI Radeon 9700. В лучах успеха. В ожидании GeForce FX.

Несмотря на то что Nvidia уже объявила GeForce FX, Radeon 9700 сейчас безоговорочный лидер среди видеускорителей, которому можно доверять любые задачи.

Жажда — ничто…

Имидж правит обществом. Люди работают на него, поскольку он, возможно, поможет им подняться на следующую ступеньку иерархической лестницы. А хороший образ немыслим без качественного материального окружения человека. Безусловно, компании-производители прекрасно это понимают и делают все, чтобы их товар ассоциировался с лучшим образом жизни. На эти цели выделяются огромные не только по абсолютным, но и по относительным показателям средства. И получается замкнутый круг. Компании работают на имидж, чтобы он работал на них, выманивая деньги у людей, которым нужен лучший имидж, чтобы жить лучше, то есть иметь возможность оплатить продукцию компаний, и т. д.

Именно на PR-составляющей выпуска Radeon 9700 (кодовое имя R300) я и хотел бы сделать акцент в сегодняшнем обзоре. О том, что в пиаре нет мелочей, говорит хотя бы такой факт: канадская фирма ATI просит называть чип VPU (Video Processing Unit — блок обработки видео), подчеркивая тем самым, что с его появлением открываются новые горизонты качества. Вспомним, однако, что предыдущий термин для графических чипов — GPU (Graphic Processing Unit — блок обработки графики), был предложен заклятым другом ATI — калифорнийской компанией Nvidia. С выходом R300 ATI надеется не просто захватить лидерство на рынке, а стать рулевым отрасли. Новое название должно символизировать не только качественно иной уровень производительности и функциональности чипа, но и новый уровень компании.

…но и имиджем не напьешься

Понятное дело, на одном названии далеко не уедешь, и у серьезных производителей, к коим можно смело отнести ATI, за именем должно стоять нечто весомое. Посмотрев на Radeon 9700, мы увидим следующее:
• примерно 110 млн. транзисторов при 0,15-микронном процессе производства;
• чип в корпусе типа Flip-Chip;
• частота работы ядра 325 МГц;
• частота работы DDR-памяти 310 МГц (возможна поддержка DDR II);
• шина памяти 256 бит (4 контроллера по 64 бита);
• AGP 8x;
• полная поддержка DirectX 9;
• четыре конвейера вершинных шейдеров;
• восемь пиксельных конвейеров с одним текстурным блоком на каждом;
• технология HyperZ III;
• технология VideoShader;
• встроенные TV-Out, TDMS трансмиттер и два RAMDAC (400 МГц).

Впечатляет, не правда ли? На данный момент ATI, несомненно, выбилась в технологические лидеры графического рынка.

Старый друг лучше новых двух?

До сих пор помню, какое сильное впечатление произвел на меня внушительный размер чипа Matrox Parhelia-512. А ведь в нем было (всего-то) 80 млн. транзисторов. ATI пошла дальше, при этом также не сменив производственный процесс на 0,13-микронный. Что скрывается за этим шагом? Вы угадали — тактика. Причем опирающаяся на пиар, ведь обкатанная технология производства имеет свои плюсы именно в тактической борьбе.

Во-первых, канадцам не пришлось форсировать разработку и доводить до ума решения, способные работать при 0,13-микронном техпроцессе. Подобный аврал чреват не только обильными финансовыми затратами, но и всевозможными мелкими ошибками, всплывающими в самый неподходящий момент и портящими что. правильно — имидж. Во-вторых, это позволяет надеяться на минимизацию брака на начальной стадии выпуска, а значит, удовлетворить ажиотажный спрос первого этапа продаж. Хотя, конечно, сложность производства чипов со 110 млн. транзисторов при старом техпроцессе может сыграть злую шутку с ATI и снизить процент работоспособной продукции на выходе. К тому же встает вопрос о заметно возросшем энергопотреблении. Да и себестоимость чипов, изготовленных по 0,15-микронным технологическим нормам не внушает оптимизма. Наконец, не стоит забывать о более высоком частотном потенциале «утонченных» чипов.

Как поступит канадский производитель с этими минусами, неясно. Проблему повышенного энергопотребления решили просто. Не хватает питания от AGP-слота? Подведем энергию извне (для чего на видеокарте имеется стандартный разъем питания). А вот что делать с устаревшим процессом производства, не соответствующим новому поколению видеочипов?

По слухам, работоспособные 0,13-микронные чипы станут подарком для боссов ATI лишь к новогодним праздникам (а то и позже). Тогда, возможно, ATI пойдет по пути AMD и выпустит через некоторое время практически идентичный продукт, но изготовленный по усовершенствованному процессу. И все предстанет именно как грамотный тактический шаг.

А если нет? Тогда тягаться с NV30 от Nvidia, который обещает стать главным конкурентом R300 и будет производиться по 0,13-микронному техпроцессу, нашему герою будет трудно. И ATI придется значительно снижать стоимость Radeon 9700.

Что-то с памятью моей стало

Несомненно, 256-разрядная шина — это хорошо. При частоте 310 МГц пропускная способность DDR-памяти вплотную приближается к 20 Гбайт/с. Но еще больше радует то, что и ATI наконец-то перешла на применение четырех контроллеров.

Казалось бы, какая разница — один, два или четыре контроллера, если пропускная способность не изменяется. Но это только на первый взгляд.

Представьте два склада. На первом работает один грузчик-силач, а на другом четыре обычных мужичка. И вот возникает необходимость выдать товар суммарным весом 256 кг. На первом складе силач, подхватив всю эту кипу, несет ее к выходу, на втором — четверо, взяв по 64 кг, тоже донесли. Пока разницы никакой. Однако допустим, что нужно перенести 64 кг товара. Наш Поддубный отнесет и его, но пока он будет ходить, прием\выдача товара застопорится. А на втором складе на эту задачу выделят только одного грузчика, а трое оставшихся будут готовы выполнить другую работу, не задерживая обработку следующих запросов.

Думаю, этот простенький пример хорошо показывает преимущества мультиконтроллерной архитектуры памяти. Конечно, и у нее есть недостатки — скажем, повышенные требования к качеству чипов памяти. Но в многопоточных задачах (надеюсь, никто не сомневается, что тенденция развития программных продуктов именно такова?) плюсы, бесспорно, перевешивают.

Раз уж разговор зашел о памяти, скажем пару слов о HyperZ III. Это усовершенствованная (при том, что и предшественница была очень эффективна) технология экономии пропускной способности памяти. Она основана на разбиении буферов на блоки, которые можно передавать в сжатом виде с распаковкой по месту получения. Также есть возможность быстрого сброса флагов Z-буфера за счет обработки не каждого пикселя, а блока очистки.

Чтобы ускорить закраску, применяется иерархическая организация буфера глубины. Для наглядности сравним этот процесс с покраской однотонной стены, имеющей узор посередине. Всю стену можно закрасить каким-нибудь «грубым» инструментом, например валиком, а дойдя до «тонкого» узора, взять изящную кисть. Hierarchical-Z использует похожий принцип. Сначала буфер анализируется блоками 4х4, затем, если необходимо, 2х2 и наконец, попиксельно.

DirectX 9

Официального релиза DirectX 9 до сих пор нет, так что говорить о его полной поддержке чипом Radeon 9700 не совсем корректно. Да и производители «железа», как правило, вкладывают в свои продукты возможности, перекрывающие требования оригинальных спецификаций от Microsoft. Поэтому дальше мы рассмотрим реализацию DirectX 9 в Radeon 9700, а не сами спецификации.

Вершинные и пиксельные шейдеры стали основной темой для обсуждения после выхода DirectX 8. В нижеследующих таблицах показано, каким изменениям они подверглись.

Вершинные шейдеры
DirectX 8 DirectX 9
Версия шейдеров 1.1 2.0
Максимальное количество команд 128 1024
Максимальное количество констант 96 256
Возможность управления потоком команд нет да

Несомненно, самое важное — это возможность управления потоком инструкций с помощью условных переходов, циклов и подпрограмм, обрабатывать которые будут четыре конвейера вершинных шейдеров (предыдущий лидер — GeForce 4 Ti — имеет в своем арсенале только два), что, конечно же, дает преимущества новинке.

Пиксельные шейдеры
DirectX 8 DirectX 8.1 DirectX 9
Версия шейдеров 1.1 1.4 2.0
Максимальное количество текстур 4 6 16
Максимальное количество команд выборки текстур 4 12 32
Максимальное количество команд обработки цвета 8 16 64
Максимальное количество констант 8 8 16
Формат данных целочисленный целочисленный с плавающей запятой
Максимальная разрядность, бит 32 48 128

Пиксельные шейдеры получили немного больше. Хотя по-прежнему нельзя управлять потоком инструкций, этот недостаток представляется лишь ложкой дегтя (пусть и достаточно большой) в бочке меда, когда узнаешь о возможности использования чисел с плавающей запятой 64- и 128-битной точности (по 16 и 32 бита соответственно на каждый цветовой и альфа-канал). Человеческий глаз физически не способен уловить столько цветов, сколько можно отобразить, используя новые форматы. Но эти «незаметные излишки» позволят производителям программных продуктов добиться большей реалистичности при создании сложных эффектов.

Читайте также:  Синий экран после установки видеокарты Nvidia

Источник



Карты от компании ATI Technologies (средний ценовой уровень)

Ситуация кардинально изменилась с выходом революционного чипа ATI — R300 и карты на его основе — Radeon 9700 Pro. Для того времени эта видеокарта обладала невероятными возможностями и столь же невероятной мощью: Radeon 9700 Pro имела 8 пиксельных конвейеров, работала с 256-битной шиной памяти и поддерживала DirectX 9. Поддержка анизотропной фильтрации в карте была переработана, а качество изображения улучшено по сравнению с Radeon 8500. Именно с выпуском Radeon 9700 Pro совершилась революция — лидером 3D-акселераторов стала видеокарта ATI. Поэтому с карт серии Radeon 9700 и начнем рассмотрение изделий ATI Technologies среднего уровня.

Видеокарты ATI Radeon 9700, ATI Radeon 9700 Pro против GeForce 4 Ti 4800

ATI Radeon 9700 Pro ($110, единичные экземпляры на рынке). Новый чип R300 канадская компания ATI предложила называть VPU (Video Processing Unit — блок обработки видео), подчеркивая тем самым, что с его появлением открылись новые горизонты качества. Такое название должно было символизировать не только иной уровень производительности и функциональности чипа, но и новый имидж компании. Предыдущий термин для графических чипов — GPU (Graphic Processing Unit — блок обработки графики), был предложен конкурентом ATI — калифорнийской компанией nVidia.

Видеокарта Radeon 9700 Pro представляла из себя следующее устройство:

— примерно 110 млн. транзисторов при 0,15-микронном процессе производства;
— чип в корпусе типа Flip-Chip;
— частота работы ядра 325 МГц;
— частота работы DDR-памяти 310 МГц (возможна поддержка DDR II);
— шина памяти 256 бит (4 контроллера по 64 бита);
— AGP 8x;
— полная поддержка DirectX 9;
— четыре конвейера вершинных шейдеров;
— восемь пиксельных конвейеров с одним текстурным блоком на каждом;
— технология HyperZ III;
— технология VideoShader;
— встроенные TV-Out, TDMS-трансмиттер и два RAMDAC (400 МГц).

256-битная шина памяти стала большим плюсом, т.к. при частоте 310 МГц пропускная способность DDR-памяти вплотную приближалась к 20 Гбайт/с. ATI перешла на применение четырех контроллеров. Казалось бы, какая разница — один, два или четыре контроллера, если пропускная способность не изменяется. Однако при четырех контроллерах на любую задачу можно выделить только один контроллер, а трое оставшихся будут готовы выполнить любую работу, не задерживая обработку последующих запросов. В этом и состоит преимущество мультиконтроллерной архитектуры памяти. Основные характеристики видеокарт ATI Radeon 9700 и ATI Radeon 9700 Pro приведены в таблице 1.

При производстве плат на базе ATI Radeon 9700 Pro изготовители использовали один и тот же референс-дизайн. Поэтому внешний вид видеокарт отличался только системой охлаждения, в редких случаях цветом текстолита, а чаще всего и не отличался вовсе. Наличие 256-битной высокоскоростной шины не могло не привести к усложнению платы. Большой экран, предохраняющий от наводок, имелся только в левой части платы. Поверхность с микросхемами памяти и чипом не была защищена никаким экранированием.

Особенностью карт являлось обязательное внешнее питание. В комплект поставки входил переходник-разветвитель, позволяющий без проблем подключить к плате стандартный "хвост" от блока питания. Карты были снабжены обычным набором интерфейсных разъемов: VGA, DVI и TV-out (S-Video).

Радиатор на чипе был довольно большого размера, несвойственного компании ATI. Это была вынужденная мера, поскольку GPU (вернее, VPU) очень сильно грелся (сказывалось огромное число транзисторов, изготовленных по 0,15-микронной технологии, работающих на частоте 325 МГц).

ATI Radeon 9700 (сегодня на рынке отсутствуют). Выпустив Radeon 9700 Pro, компания ATI обратила свое внимание на наиболее прибыльный mainstream-рынок. Перед инженерами ATI встала задача: выпустить продукт на базе современных технологий, воплощенных в Radeon 9700 Pro, но более дешевый, а заодно и менее мощный. Идея сделать новый продукт для среднего ценового сектора с полноценной поддержкой DirectX 9.0 и всеми архитектурными новшествами Radeon 9700 Pro была очень привлекательна. Ограниченные жесткими временными рамками, инженеры ATI решили не изобретать велосипеда и, во-первых, урезать число пиксельных конвейеров, а во-вторых — "посадить" чип на 128-битную шину памяти. В первом случае выпуск урезанных чипов был более дешевым по сравнению с прародителем, во втором — резко подешевели видеоплаты. Одновременно комплектация карт более дешевой и менее скоростной памятью должна была положительно сказаться на снижении цены. При производстве карт можно было использовать чипы, которые по разным причинам не подошли для производства Radeon 9700 Pro.

Процессоры ATI Radeon 9800, ATI Radeon 9800 Pro, ATI Radeon 9800 XT

В качестве ответного шага калифорнийский конкурент выпустил GeForce FX 5800 Ultra — "долгостроя" от nVidia. Однако карта получилась неудачной — рабочие частоты были почти в два раза выше, чем у Radeon 9700 Pro, а производительность оставалась примерно на том же уровне, а в некоторых тестах и ниже. Состоялся переход на 0,13 мкм техпроцесс, однако тепловыделение чипа было существенно выше, чем у Radeon 9700 Pro. Поэтому новая видеокарта не могла довольствоваться обычным кулером и требовала более мощную систему и более шумную систему охлаждения — FX Flow. Создаваемый этой системой шум не мог не действовать на нервы всем присутствующим в одной комнате с GeForce FX 5800 Ultra. Эта видеокарта оказалась самой недолговечной за всю историю индустрии видеокарт. Спешно был объявлен анонс новой видеокарты от nVidia — GeForce FX 5900.

Ответным ударом компании ATI стал чип — R350 и карты на его основе — Radeon 9800 Pro.

ATI Radeon 9800 Pro (около $200). По спецификациям R350 не сильно отличается от своего предшественника — R300 (Radeon 9700 Pro). Были повышены тактовые частоты, добавлена оптимизация в драйверах и небольшие нововведения в архитектуре. Главным нововведением стал F-Buffer. Эта технология позволяет аппаратно исполнять шейдеры практически неограниченной длины, разбивая их на куски. По большому счету, R350 — это просто отлаженная и оптимизированная версия R300, даже количество транзисторов чипа осталось прежним — 110 млн. Основные спецификации карт серии Radeon 9800 представлены в таблице 2.

SmartShader 2.1. Суть технологии в том, что после обработки пикселя инструкцией (шейдером) он заносится в специальный буфер и может быть вызван оттуда, чтобы быть снова обработанным той же инструкцией. Перед тем как пиксель будет записан во фреймбуфер, он может быть обработан шейдерами много раз, практически до бесконечности. Для сравнения, Radeon 9700 Pro обрабатывал до 64 шейдеров в секунду. Те же пиксели, которые обрабатываются шейдерами за один проход, минуя F-Buffer, будут записываться прямо во фреймбуфер для вывода на экран. Таким образом, экономится полоса пропускания видеопамяти и увеличивается эффективность выполнения шейдеров. А возможность накладывать шейдеры бесконечное число раз позволяет создавать потрясающие эффекты изображения. Однако приложение должно быть оптимизировано под чипы Radeon 9800 Pro.

SmoothVision 2.1. В чипах R350/R360 компания ATI оптимизировала контроллер памяти. SmoothVision 2.1 — это технология сглаживания с оптимизацией скорости и качества. Теперь с применением сглаживания Anti-Aliasing скорость будет падать не так сильно, как раньше. Это позволит играть с высоким разрешением и с четырёхкратным или шестикратным полноэкранным сглаживанием. Кроме того, при сглаживании используется гамма-коррекция, благодаря чему повышается качество картинки в 3D.

Hyper Z III+. HyperZ III+ — это третье поколение технологии экономии полосы пропускания памяти. Теперь чипы Radeon 9800 Pro и Radeon 9800 XT экономят не только на Z-буфере, но и на буфере шаблонов (Stencil Buffer). Мы уже привыкли к тому, что современные видеокарты не накладывают текстуры на те полигоны, которые не видны в кадре. Это — технология оптимизации Z-буфера. В современных компьютерных играх львиная доля сцены в одном кадре просто не видна. Теперь видеокарты на чипах Radeon научились не делать лишнюю работу. Но специалисты считают, что ещё не всё должным образом оптимизировано.

Stencil Buffer. Буфер шаблонов используется для создания фотореалистичных теней в 3D-приложениях. Такие игры, как DOOM 3, активно используют буферы шаблонов и создают с их помощью настоящие динамические тени. Оптимизируя одновременно буфер шаблонов и Z-буфер (почти в 24 раза), удаётся экономить полосу пропускания видеопамяти почти в 9 раз. В 9 раз скорость в играх, конечно, не вырастет, но существенно повысится.

Читайте также:  Скачать драйверы для видеокарты NVIDIA GeForce 315M

Sapphire Atlantis Radeon 9800 Pro Ultimate Edition. Компания Sapphire (Сапфир) — основной производитель видеокарт для компании ATI. Видеокарты, продаваемые раньше под брэндом ATI, сегодня продаются под брэндом Sapphire. Единственное отличие состоит в том, что на видеокартах производства "сапфировой" компании так же, как и на платах сторонних производителей, красуется наклейка "Powered by ATI", а не "Build by ATI", как на оригинальных видеокартах серии ATI "All-In-Wonder". В остальном Sapphire унаследовала высокое качество, присущее продукции ATI.

В модельном ряду Sapphire присутствуют интересные видеокарты серии "Ultimate Edition". Эти видеокарты отличаются тем, что на них используется пассивное охлаждение — огромные радиаторы производства компании Zalman. Тепло удаётся отвести от видеокарты за счёт большой площади радиаторов, не используя конвекционные методы, то есть, без вентиляторов и абсолютно бесшумно. Сам по себе радиатор от Zalman стоит порядка $20, а бесшумная видеокарта класса Hi-End — нечастое явление, поэтому платы серии Ultimate Edition заранее имеют большую стоимость, чем обычные видеокарты того же уровня.

Внешне видеокарта смотрится агрессивно — огромных размеров блестящие радиаторы, какого-то тёмно-серого цвета. Верхний радиатор установлен на видеочип при помощи толстой алюминиевой прокладки. Радиатор крепится к этой подушке на шурупчиках, так что снять систему охлаждения с видеокарты сложно, хотя зачем снимать дорогой и бесшумный кулер?

Если тепло к верхнему радиатору передаётся напрямую от видеочипа, то как же участвует в охлаждении радиатор, установленный с обратной стороны видеокарты? Всё дело в уникальной конструкции Zalman. Изогнутая теплопроводящая трубка прилегает сверху как к радиатору, так и к прокладке под ним. Она забирает часть тепла с лицевой части кулера и переносит на обратную сторону. В итоге обе части кулера работают в полную силу.

Сами по себе радиаторы весят достаточно много, и поэтому для прочности видеокарты они соединяются друг с другом двумя стальными пластинами.

Дизайн 256-мегабайтного "Атланта" от Sapphire является эталонным, элементы блоков питания, шестнадцать чипов DDR II SDRAM, закрытые радиаторами. Видеоплаты с 256 Мб памяти DDR-II имеют скорее конструктивные изменения, связанные с увеличением количества чипов памяти вдвое, а также со специфическими особенностями памяти DDR-II, крайне капризной и чувствительной к наводкам.

Есть информация о том, что ядро видеокарты устойчиво работает на частоте 410 МГц, то есть всего на 30 МГц выше номинала, а память лишь на частоте 370(740) МГц. При пассивном охлаждении это достижение можно назвать хорошим результатом. Память на этой видеокарте не обдувалась воздухом от кулера.

ATI Radeon 9800 SE (около $130). Появление на рынке таких флагманов 3D-графики, как ATI Radeon 9800 Pro и nVidia GeForce FX 5900 Ultra, не могло не спровоцировать рождение урезанных решений на базе дорогостоящей Hi-End основы, которая многим не по карману или попросту не нужна. Это вполне закономерное явление как с экономической и маркетинговой точек зрения, так и с технологической, поскольку существующая технология производства графических чипов подразумевает незначительный брак, который можно пустить в дело. В процессе производства выходят кристаллы, которые не способны работать на необходимых частотах. Вероятно, так появился на свет ATI Radeon 9800, который работает на пониженных относительно ATI Radeon 9800 Pro частотах. Однако существует и другой вид производственного брака, когда чип может работать на необходимых частотах, но вместо этого у него сбоит какой-либо конвейер рендеринга. Для того чтобы такие ядра не пропадали зря, а всё равно шли в производство, отключают половину ядра (т.е. половина конвейеров рендеринга становятся нерабочими) и начинают выпускать платы с чипом Radeon 9800 SE.

Все операции по производству плат на базе чипа Radeon 9800 SE отдаются на откуп партнерам. Естественно, это не могло не спровоцировать партнёров на ещё большие ухищрения с видеокартами, носящими названия Radeon 9800 SE. Поэтому в рознице можно встретить две-три разновидности плат на базе чипа Radeon 9800 SE, которые кардинально различаются по производительности при одной и той же розничной цене.

Radeon 9800 XT. Противостояние между nVidia и ATI в секторе Hi-End видеокарт обострилось после появления новых видеочипов GeForce FX 5950 Ultra и Radeon 9800 XT. После выхода Radeon 9800 XT многие пользователи задумались — стоит ли покупать "XT"-версию или имеет смысл сэкономить немного и приобрести Radeon 9800 Pro? В секторе Hi-End экономия не считается признаком хорошего тона, но разобраться в ситуации, сложившейся с выходом Radeon 9800 XT, не помешает.

Sapphire Atlantis Radeon 9800 XT — продукт производства всё той же компании Sapphire, но на самом современном видеочипе в модельном ряду — Radeon 9800 XT. Этот видеочип является разогнанной версией Radeon 9800 Pro и полностью идентичен ему по своим характеристикам. В отличие от видеокарт серии "Ultimate Edition", данный Radeon 9800 XT с 256 Мб памяти ничем не отличается от эталонного дизайна, даже система охлаждения здесь используется стандартная.

Эталонный дизайн Radeon 9800 XT подразумевает использование большого медного кулера с 70-миллиметровым низкооборотистым вентилятором. Именно поэтому видеокарта занимает один слот AGP и должна будет работать очень тихо. Вентилятор видеокарты подключается к плате тремя проводками, не исключено, что будет доступна информация о частоте вращения лопастей вентилятора программным методом. Так же, как и Radeon 9800 Pro, эта видеокарта питается от блока питания компьютера. На видеокарте установлено 256 Мб памяти DDR II SDRAM. Имеются порты D-mnf, ТВ-выход S-Video и цифровой порт DVI. Видеовхода на плате нет.

С обратной стороны платы установлен медный распределитель тепла, охлаждающий видеопамять. По сравнению с 256-мегабайтными видеокартами Radeon 9800 Pro, где на каждом чипе памяти был установлен персональный алюминиевый радиатор, система охлаждения памяти выглядит проще. Номинальные частоты Sapphire Radeon 9800 XT составляют 412/730 МГц. Есть информация о том, что ядро видеокарты устойчиво работает на частоте 450 МГц, а частоту памяти с номинальных 365 (730) МГц удалось поднять до 380 (760) МГц. Следовательно, замена индивидуальных радиаторов на чипах памяти общим теплораспределителем негативно сказалась на разгоне.

Источник

Интересные цифры. Как росла частота видеопроцессоров

История развития видеокарт не менее интересна, чем история процессоров. От первых видеокарт, с трудом рисующих 16 цветов, до сегодняшних «монстров» с гигабайтами памяти и частотой GPU под 2 ГГц. Давайте вспомним самые интересные видеокарты и то, как росла частота их GPU год за годом.

Первые видеокарты

Первые видеокарты, которые хотелось бы упомянуть, это CGA и MDA, появившиеся вместе с платформой IBM PC в начале 80-х годов. CGA, первый цветной видеоадаптер, умеющий рисовать 16 цветов, был построен на базе микросхемы Motorola MC6845.
Это был даже не видеопроцессор, в современном его понимании, и указать его тактовую частоту невозможно, но не упомянуть его нельзя — это основа и фундамент современных графических адаптеров.

Все 80-е годы шло довольно неторопливое их развитие с упором на повышение количества отображаемых цветов и увеличения разрешения. Следом за CGA появились EGA (1984 год), MCGA, 8514/A и VGA (1987 год), XGA (1990 год). Но до видеокарт, похожих на сегодняшние, было еще далеко и даже видеокарта S3 ViRGE, выпущенная в 1995 году, не имела указанной тактовой частоты видеопроцессора.

90-е годы

В 1996 году ATI Technologies выпускает ATI Rage II, созданную на переделанном чипе Mach64 GUI с частотой 60 МГц. 3Dfx выпускает легендарную Voodoo Graphics, с частотой чипа 50 МГц.

В 1997 году компания Nvidia выпускает знаменитую видеокарту RIVA 128, с ядром, работающим на частоте 100 МГц.

Год спустя компания S3 Graphics представила видеокарту Savage 3D, с частотой чипа 125 МГц.

В 1999 году 3Dfx выпускает Voodoo3, с частотой чипа 143 МГц.

Безусловным прорывом в 1999 году стала видеокарта с поддержкой T&L — GeForce 256 от компании NVIDIA, частота ее ядра была 120 МГц. Эта видеокарта стала основой для развития концепции 3D-ускорителей на 5-6 лет вперед. И именно с нее можно начинать отсчет настоящих GPU.

2000-е годы

Следом за ним NVIDIA выпускает удачный и мощный GeForce 2 GTS на ядре NV15 с частотой чипа 200 МГц. ATI представила в 2000 году Radeon DDR и SDR с частотами 183 и 166 МГц. А в 2001 году — Radeon 8500 и 7500 с частотами 275 и 290 МГц соответственно.

Читайте также:  ASUS Radeon HD 7770 с парой опахал и 2 Гбайт видеопамяти

NVIDIA ответила видеокартой GeForce 3, с частотой чипа 200 Мгц. У GeForce 3 Ti 500 чип достигал частоты 240 МГц. По сегодняшним меркам эти частоты выглядят мизерными, чтобы оценить их, надо учитывать прирост в процентном соотношении.

В 2002 году NVIDIA выпускает GeForce 4 Ti 4600, на ядре NV25 с частотой 300 Мгц. В серии бюджетных видеокарт, GeForce 4 MX 460 тоже имела частоту в 300 МГц, но была существенно урезана по функционалу.

ATI не позволила GeForce 4 Ti 4600 долго сидеть на троне и Radeon 9700 PRO (325 МГц) стал самой быстрой видеокартой 2002 года. В 2003 году Radeon 9800 XT (412 МГц) не оставляет шанса новым GeForce FX.

В 2004 году выходят ATI Radeon X800 XT PE (520 МГц) и NVIDIA GeForce 6800 Ultra (400 МГц).

Этот период ознаменовался не только стремительным ростом частот, но и развитием графических процессоров «вширь»: увеличением пиксельных и вершинных конвееров, архитектурными новшествами, ростом частоты и ширины шины памяти. Все это вызвало резкое повышение энергопотребления и тепловыделения. TDP новых видеокарт перешагнул за 100 ватт и NVIDIA GeForce 6800 Ultra стал требовать минимум двухслотовую систему охлаждения и два разъема питания.

Годом позднее NVIDIA выпускает GeForce 7800 GTX (430 МГц) и двухчиповую 7950 GX2 (500 МГц).

В 2005 и 2006 годах ATI ответила видеокартами Radeon X1800 XT (625 Мгц) и Radeon X1900 XT (650 Мгц).

NVIDIA представила революционную видеокарту GeForce 8800 GTX на чипе G80. Ядро имело частоту 575 МГц, но частота шейдерных блоков в нем составляла целых 1350 МГц.
Архитектура оказалась настолько успешной, что выпускалась несколько лет, пережив два «ребрендинга».

В 2007 ATI представила Radeon HD2900 XT, созданную на базе чипа R600 с частотой 740 МГц. В том же году был представлен новый чип RV670, основанная на нем видеокарта Radeon HD 3870 имела частоту 775 Мгц. GeForce 9800 GTX+ от NVIDIA работала на частоте 738 МГц.

В 2008 году у NVIDIA выходит GeForce GTX 280 на чипе GT200 с частотой 602 МГц. ATI ответила видеоадаптером Radeon HD 4870 с частотой чипа 750 МГц. Radeon HD 4890, на той же архитектуре, имел внушительные 850 МГц по ядру.

В 2009 году успех ATI закрепил Radeon HD 5870 (850 МГц).

2010-е годы

В 2010 году выходит GeForce GTX 480 от NVIDIA, частота его чипа Fermi составляла 700 МГц.

Внимательный читатель наверняка уже заметил замедление и даже падение частот некоторых новинок. Видеокарты постепенно входят в фазу замедления роста частот. Как и процессоры после достижения частот выше 3 ГГц, так и видеокарты в те годы будут долго иметь частоту чипа в районе 1 ГГц.

AMD Radeon HD 6970 имеет частоту 880 Мгц. Обращу ваше внимание на то, что компания AMD купила ATI еще в 2006 году, но только с моделью Radeon HD 6970 ее видеокарты стали иметь «AMD», а не «ATI», в начале названия модели.

GeForce GTX 580 от NVIDIA имела частоту чипа 772 МГц. В конце 2011 года у AMD выходит Radeon HD 7970 с частотой чипа 925 МГц.

В 2012 году NVIDIA выпускает GeForce GTX 680 с базовой частотой чипа 1006 МГц. Гигагерц по ядру взят, но частота ядра отныне будет динамической и зависеть от нагрузки, потребления тока и температуры.
Теперь, чтобы оценить частоты на которых работает видеокарта, надо ориентироваться на среднюю поддерживаемую частоту в требовательных играх. И, желательно, на видеокарте с хорошим охлаждением.

AMD, в свою очередь, покоряет рубеж в 1 ГГц видеокартой Radeon HD 7970 GHz Edition.

Несмотря на то, что Radeon HD 7970 и GeForce GTX 680 выпущены 7 лет назад, они еще могут запускать новинки игр на низких настройках. Налицо замедление роста производительности GPU. Если сравнить отрезок в 7 лет до этого, 2005-2012 годы, к примеру, то различие в производительности намного выше.

GeForce GTX 780 на чипе GK110 от NVIDIA выходит в 2013 году и имеет базовую частоту 863 Мгц, частоту буста 900 МГц.

В 2013 году AMD выпускает Radeon R9 290X с частотой 800 МГц и частотой буста 1000 МГц. В 2015-м ее сменяет Radeon R9 390X с бустом до 1050 МГц.

В 2015 году выходит GeForce GTX 980 Ti с частотами в районе 1076 МГц, у GeForce GTX 980 — 1216 МГц. Отчетливо заметно, что более сложное ядро теперь работает на заметно меньших частотах. NVIDIA Titan, к примеру, не блещут показателями частот при очень высокой производительности.

В 2016 году AMD отвечает видеокартой Radeon RX 480 с частотами около 1266 МГц. Но NVIDIA «на коне» в конце 2010-х годов, ее 10-я серия видеокарт обходит Radeon RX по частотам, по производительности и по энергоэффективности. Частоты буста у GeForce GTX 1060 — 1708 МГц. Максимальная официальная частота буста у GeForce GTX 1080 — 1733 МГц.

У AMD в эти годы стоит еще отметить Radeon RX Vega 64 Liquid (1677 МГЦ) и Radeon VII (1750 МГц).

В наши годы даже частота буста уже не является показателем средних частот в играх. Модели видеокарт с заводским разгоном и с хорошим охлаждением показывают очень высокие частоты «из коробки». Например, Gigabyte GeForce GTX 1060 G1 Gaming автора «бустит» до 1926 МГц пока не прогреется.

Наше время

Ну вот, мы и подошли к видеокартам, лежащим сейчас на прилавках магазинов. У NVIDIA это серия 16хх GTX и RTX. AMD готовит анонс среднего звена видеокарт серии 5ххх и пока ее самая быстрая видеокарта — Radeon RX 5700 XT 50th Anniversary Edition. У GeForce RTX 2080 SUPER официальная частота буста 1815 МГц, у Radeon RX 5700 XT 50th Anniversary Edition — 1980 МГц.

В реальных условиях их частоты переваливают за 2 ГГц, так что можно смело заявить, что в конце 2019 года планка 2 ГГц видеопроцессорами взята.

Чтобы удвоить частоту и пройти путь от GeForce GTX 680 до GeForce RTX 2080 SUPER потребовалось 7 лет. Интересно, сколько лет потребуется для взятия рубежа в 3 ГГц?

Источник

ati mobility radeon 9600 9700 series

ATI Mobility Radeon 9700 в целом аналогична карте ATI Mobility Radeon X600, но с ускоренным графическим портом (AGP). На момент своего выхода эта карта была самой быстрой доступной графической картой для ноутбуков и для первых версий игровых ноутбуков. Несмотря на свое название, технически эта карта никак не связана с настольной графической картой 9700 (Pro), зато ее можно сравнить с 9600. Впрочем, в отличие от Mobility Radeon 9600, она имеет более высокую частоту работы, а производительность похожа на X1400.

Версия с 32 MB памятью может иметь 64-битный интерфейс памяти. Но, понятно, что она будет медленнее.

* Указанные тактовые частоты могут быть изменены производителем

ATI MOBILITY RADEON 9600/9700 Series

ATI MOBILITY RADEON 9000
ATI MOBILITY RADEON 9200
ATI MOBILITY RADEON 9550
ATI MOBILITY RADEON 9600/9700 Series
File: nb_n512_vgadriver_v6.14.10.6497.zip

Примечание: Ссылка «скачать» может вести как непосредственно на файл, так и на сайт производителя, на котором Вы можете найти нужный файл.
Это связано с тем, что некоторые производители не позволяют размещать прямые ссылки на файлы.

  • Тип драйвера: Display adapters
  • Производитель: Advanced Micro Devices Inc
  • Версия: 14.200.0.0081 (16 июн 2014)
  • Файл *.inf: c8150272.inf
  • Тип драйвера: Display adapters
  • Производитель: Advanced Micro Devices Inc
  • Версия: 14.200.0.0002 (16 июн 2014)
  • Файл *.inf: ce159250.inf

Драйверы для AMD Mobility Radeon 9600/9700 собраны с официальных сайтов компаний-производителей и других проверенных источников. Официальные пакеты драйверов помогут исправить ошибки и неполадки в работе AMD Mobility Radeon 9600/9700 (видеокарты). Скачать последние версии драйверов на AMD Mobility Radeon 9600/9700 для компьютеров и ноутбуков на Windows.

Скачать драйвер

Скачать и обновить нужные драйверы автоматически

© 2015-2019 DriverHub

Все названия продуктов, логотипы и торговые марки являются собственностью соответствующих владельцев. Все названия компаний, продуктов и услуг, используемые на этом сайте, предназначены только для идентификации.

Источник